: Программирование в среде X Window на основе библиотеки Xlib :

С о д е р ж а н и е

Введение

I. Базовые понятия X Window
Характеристики X-окна
Менеджер окон
Свойства и атомы
Первый пример
События
Атрибуты окна
Операции над окнами

II. Текст и графика
Графический контекст
Характеристики графического контекста
Вывод текста, работа с шрифтами
Использование цвета
Битовые и пиксельные карты
Изменяем курсор мыши

III. Работа с внешними устройствами
Клавиатура
Мышь

IV. Ресурсы программ
Формат файла ресурсов
Доступ к ресурсам программ

V. Взаимодействие клиентов
Механизм свойств
Работаем с менеджером окон

VI. Дополнительная информация

VII. Литература

Использование цвета

Во времена не столь отдаленные экранные контроллеры могли поддерживать одновременно ограниченное количество цветов (вначале 16, позже 256). В связи с этим приложение не могло просто запросить рисование ярко-красным цветом, и ожидать, что этот цвет будет доступным. Каждое приложение распределяло цвета, которые ему были нужны, и когда все 16 или 256 цветовых элементов использовались, следующее распределение цвета заканчивалось неудачей.

В связи с этим появилось понятие "цветовой карты" - палитры. Палитра является таблицей того же размера, что и количество одновременно отображаемых данным экранным контроллером цветов. Каждый элемент палитры содержит RGB (Красные, Зеленые и Синие) величины различных цветов (все цвета могут быть нарисованы, используя некоторую комбинацию красного, зеленого и синего).

Для того, чтобы сделать использование цветов близким к тому, которое предполагал программист, были введены функции выделения палитры. Обратившись с просьбой к X-серверу, выделить для вас элемент палитры для цвета, заданного набором RGB-значений. Если он уже был, вы получите индекс в таблице. Если цвет нет, и таблица не заполнена, должна быть выделена новая ячейка палитры, содержащая данные значения RGB, и возвращен ее индекс. Если таблица была заполнена, вызов функции должен закончиться неудачей. Затем можно попросить выбрать цвет ближайший к нужному, он будет немного отличаться от выбранного вами, но будет не ваш.

На сегодняшних современных экранах, где работают сервера X Window с поддержкой миллионов цветов, эти ограничения кажутся устаревшими, но помните, что есть и старые компьютеры со старыми графическими картами внутри, равно как и 256-цветные Х-терминалы. С использованием палитры, поддержка этих экранов становится прозрачной. На дисплее, поддерживающем миллионы цветов, любой запрос распределения цветового элемента будет удовлетворен. На дисплее, поддерживающем ограниченное количество цветов, некоторые цветовые запросы распределения должно возвращать подобные цвета. Они не выглядит столь хорошо, как требуемые, но ваше приложение все еще будет работать.

Для доступа к стандартной экранной палитре, определена функция XDefaultColormap, возвращающая дескриптор палитры, используемой по умолчанию на первом экране (X-сервер может поддерживать несколько различных экранов, каждый из которых может иметь свои собственные ресурсы).

Colormap screen_colormap =
     DefaultColormap(display, DefaultScreen(display));

Другой макрос, связанный с распределением новой палитры, работает так:

Visual* default_visual = DefaultVisual(display, DefaultScreen(display));
/* Создаем новую палитру, количество цветов в которой       */
/* определяется количеством цветов, поддерживаемых данным экраном. */
Colormap my_colormap = XCreateColormap(display,
                    window,
                    default_visual,
                    AllocNone);

Дескриптор окна используется только для того,чтобы позволить серверу X создать палитру для данного экрана. Затем можно использовать эту палитру для любого окна,нарисованного на том же экране.

Как только получили доступ к некоторой палитре, можно начать распределять цвета. Это делается с помощью функций XAllocNamedColor() и XAllocColor(). Первая из них - XAllocNamedColor() - принимает имя цвета (например,"red", "blue", "brown" и т.д.) и распределяет ближайший цвет, который может в действительности рисоваться на экране. XAllocColor() принимает цвет RGB, и распределяет ближайший цвет, который может отображаться на экране. Обе функции используют структуру TXColor, содержащую следующие поля:

unsigned long pixel - индекс палитры, используемый, для рисования данным цветом.
unsigned short red - красная составляющая RGB-значения цвета.
unsigned short green - зеленая составляющая RGB-значения цвета.
unsigned short blue - синяя составляющая RGB-значения цвета

Пример использования этих функций:

/* Эта структура будет содержать выделенные цветовые данные */
XColor system_color_1, system_color_2;
/* Эта структура будет содержать точные RGB-значения именованных */
/* цветов, которые могут отличаться от выделенных        */
XColor exact_color;

/* Выделяем "красный" элемент палитры */
Status rc = XAllocNamedColor(display,
               screen_colormap,
               "red",
               &system_color_1,
               &exact_color);
/* проверяем успешность выделения */
if (rc == 0) {
  fprintf(stderr,
      "XAllocNamedColor - выделить 'красный' цвет не удалось.\n");
}
else {
  printf("Элемент палитры 'красный' выделен как (%d,%d,%d) в"
      " RGB-значениях.\n", system_color_1.red,
      system_color_1.green, system_color_1.blue);
}

/* выделяем цвет со значениями (30000, 10000, 0) в RGB. */
system_color_2.red = 30000;
system_color_2.green = 10000;
system_color_2.blue = 0;
Status rc = XAllocColor(display,
            screen_colormap,
            &system_color_2);
/* проверяем успешность выделения */
if (rc == 0) {
 fprintf(stderr,
     "XAllocColor - цвет (30000,10000,0) выделить не удалось.\n");
}
else {
  /* что-то делаем с выделенным цветом... */
  .
  .
}

После того, как распределили желаемые цвета, можно использовать их, рисуя текст или графику. Для этого нужно установить эти цвета как передний план и цвет фона для некоторого GC (графического контекста), и затем используйте этот GC для рисования. Это делается с помощью функций XSetForeground() и XSetBackground():

XSetForeground(display, gc, screen_color_1.pixel);
XSetForeground(display, gc, screen_color_2.pixel);

Само же рисование осуществляется с помощью тех же функций, что и ранее. Для использования нескольких цветов, можно сделать одно из двух: можем либо изменить передний план и/или цвет фона GC перед любой функцией рисования, либо использовать несколько различных GC. Решение, какой из способов лучше, принимать вам: распределение многих GC будет использовать больше ресурсов X сервера, но где-то это приведет к более компактному коду, и может быть легче, чем замена цветов рисования.

<<< Содержание >>>